ФОРУМ www.dorpat.ru: Ливония - Дерпт - Русь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ www.dorpat.ru: Ливония - Дерпт - Русь » Ливония » Исторические документы


Исторические документы

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСТОРИЕЙ ЛИВОНИИ И ДЕРПТА

Документы XIII века:

        * Генрих Латвийский "Хроника Ливонии": http://www.tartu.ucoz.net/index/khronika_livonii/0-214

0

2

Договор о вступлении князя Герцике Висвалдиса
                                                в ленные отношения с епископом Рижским Альбертом
                                                                                       1209 год

Оригинал документа на пергаменте хранится в Главном архиве в Варшаве (№ 207). По сообщению Ф. Г. Бунге [LUB, Bd. 1, Reg.: 55], список на пергаменте хранился в Императорской библиотеке в Санкт-Петербурге (нам не известен; в публикации А. Швабе не упоминается [SLVA, № 51: 38). Издания. Первая публикация документа: Dogiel, t. V, № 11: 2. Другие публикации: 1) Ziegenhorn, № 3: 4 (по изданию: Dogiel); 2) SRL, № LXI: 409 (по изданию: Ziegenhorn); 3) LUB, Bd. 1, № XV: 20-21 (по списку в библиотеке СПб.); 4) LGU, № 2: 2 (по изданию LUB); 5) SLVA, № 51: 38, 204 (по фотокопии оригинала из архива в Варшаве). Переводы. На русском языке: 1) Аннинский 1938, примечания: 512-513; 2) Канале, Степерманис 1973, 28-29. На латышском языке: Svabe 1936: 15-17. В настоящем издании текст документа воспроизводится по SLVA, № 51: 38.

--------------------------------------------------------------------------------

Во имя святой и неделимой Троицы. Аминь. Альберт, Божьей милостью епископ Рижский (1), смиренный наставник в вере язычников. Чтобы ничего из того, что следует запомнить навечно, со временем не оказалось забыто, заботливые современники разумно решили подкрепить это письменным свидетельством. Итак, чтобы деяния наших времен стали известны потомкам, возвещаем всем, как будущим, так и ныне живущим христианам, что великое милосердие Божие, взращивая новое насаждение Ливонской церкви, преуспевая в этом, подчинило нам Висцеволода, короля Герцике (2). Ибо, придя в Ригу, он в присутствии многих знатных людей, клириков, купцов, тевтонов, рутенов (3) и ливов (4), город Герцике, принадлежащий ему по наследственному праву, вместе с округом и всей недвижимостью, относящейся к этому городу, принес в законный дар церкви пресвятой Богоматери и Деве Марии (5). Тех же его данников, которые приняли от нас веру, он передал нам, не требуя возмещения, с их данями и землей, а именно: город Аутину, Цессове и другие, обращенные в веру (6). Затем, совершив обряд и принеся нам клятву верности (7), город с прилежащим к нему округом и всем, что в нем находится, он торжественно получил из рук наших с тремя знаменами в качестве пожалования (8). Свидетели сего: Иоанн, настоятель Рижской церкви (9) с его канонниками, граф Лудольф фон Хальремунт (10), граф Дитрих фон Вере (11), граф Генрих фон Сладе (12), Вальтер фон Амеслеве (13), Дитрих фон Аденойс (14); рыцари Христовы: Волквин с его братьями (15), Родольф фон Иерихо (16), Альберт фон Адденфлет (17), Генрих фон Бланденбок (18), Хильдеберт фон Вемунде (19), Ламберт фон Луненборх (20), Дитрих фон Вольфем (21), Герлакус фон Долен (22), Конрад фон Икесколе (23), Филипп, фогт [201] Рижский, с его горожанами и многие другие. Совершено это в год Воплощения Господня 1209 (24), на кладбище блаженного Петра в Риге (25). Апостольский престол занимал тогда папа Иннокентий III, а правил славнейший император Оттон (26). В год понтификата нашего одиннадцатый.

--------------------------------------------------------------------------------

Комментарии
Общие замечания. В грамоте речь идет о вступлении князя Висвалдиса в вассальную зависимость от Рижского епископа (см. ниже: ком. 5) после того, как в 1209 г. крестоносцы захватили Герцике. Эта грамота дополняет и частично повторяет рассказ хрониста Генриха (ГЛ, XIII: 4). Сходство текстов в хронике и грамоте позволяет предположить, что хронист был хорошо знаком с данным документом, а возможно, и лично присутствовал на церемонии вступления Висвалдиса в вассальные отношения [ср. Keussler 1893: 1-51, 469-479; Laakmann 1933: 91-95; Taube 1935: 434ff.].

Поскольку в источниках нет точных сведений об административно-территориальном составе Герцикского княжества, достаточно сложно определить, какие замковые округа перешли к епископу, а какие на правах ленного пожалования остались у князя Висвалдиса. Согласно средневековому европейскому праву, после вступления в вассальные отношения землевладелец, как правило, получал назад от сеньора в качестве лена половину его бывших владений. При этом указанное количество знамен ленного владения соответствовало числу административных единиц, возвращенных вассалу [Mitteis 1933: 436, 512ff.]. Иначе говоря, лен “с тремя знаменами” (cum tribus vexillis), полученный Висвалдисом после передачи всего княжества в дар епископу Альберту, должен был соответствовать трем замковым округам — административным областям, одним из которых был Герцикский округ. Соответственно три округа должны были остаться у епископа. Однако в грамоте говорится не о “другом”, а о “других” (alias) замках со всем к ним относящимся. Так что практика наделения ленами в Ливонии могла отличаться от западноевропейской. Два округа, принявших уже до 1209 г. католичество, упомянуты в данной грамоте (ком. 6). “Другие” замковые округа следует искать среди упомянутых в грамоте от 25.07.1211 о разделе латгальских земель, которые ранее входили в Герцикское княжество, между рижским епископом и Орденом [LUB, Bd. 1, № XXIII; Svabe 1936:26; Шноре 1961:134; Мугуревичс 1965: 16-20]. Помимо Аутине и Цессове, замковыми округами, правители которых приняли католичество к 1209 г., были, очевидно, Зердене (Zerdene), или Гердене (Gerdene), Негесте (Negeste), Алене (Alene).

Два округа из трех (кроме Зердене) были расположены в междуречье Даугавы и ее правых притоков Огре и Айвиексте [Svabe 1936:26; Шноре 1961: 134; Мугуревичс 1965: 16-20; Mugurevics 1977, карта округа Олинькалнс]. Вместе с тем остается пока открытым вопрос о том, почему в грамоте конкретно названы только замковые округа Аутине и Цессове. О трех округах, оставшихся у князя Висвалдиса, см. в ком. 8.

1 Епископ Рижский — Альберт, третий епископ Ливонии (см. ком. 1 к ГЛ, III).

2 Висцеволод (Wiscewolodus), король Герцике — Висвалдис, князь латгальского княжества Герцике (см. ком. 5, 6 к ГЛ, VII). Ср. Веселовский 1896.

3 Рушены (Rutheni) — очевидно, русские купцы и “русские” (т. е. православные) из свиты князя. О русском торгово-ремесленном квартале в Риге в начале XIII в. см. Riga: 377-378; Цауне 1994: 204-205.

4 “Livonibus” в латинском тексте, скорее, “ливы”, а не “ливонцы”, т. е. вообще жители Ливонии.

5 Речь идет о вступлении князя Висвалдиса в вассальную зависимость от рижского епископа после того, как крестоносцы захватили Герцике в 1209 г. (см. ГЛ, XIII: 4).

6 Аутина (Autina) и Цессове (Zeessowe; совр. латыш. Cesvaine — Цесвайне) — латгальские замки с относящимися к ним сельскими округами, входившими в княжество Герцике. Расположены в центральной части современной Латвии на Видземской возвышенности [Мугуревичс 1965: 16; IH, komentari: 37]. Аутина или Аутине впервые упоминается в ГЛ, XII: 6 под 1208 г., в связи с участием ее правителя Варидота в объединенном походе латгалов и рыцарей из Вендена против эстов. Вероятно, аутинские нобили приняли католичество уже к 1208 г. В послании папы Иннокентия III ко всем прелатам католической церкви в Германии от 31 января 1208 г. говорится, что католическую веру в Ливонии уже приняли все ливы, идумеи, венды и, частично, латгалы [SLVA, №46: 31-32.]. Среди этих латгалов, вполне вероятно, были и аутинцы, и жители Цессове.

Судя по латинскому документу, слово urbs (город) относится только к Аутине. Это позволяет предположить, что посад при замке Аутине был также укреплен. Настоящая грамота не обозначает вид поселения Цессове. Но в указанном выше (общие замечания) документе от 1211 г. Цессове назван “замком” (castrum).

По мнению Э. Мугуревича, Аутине и Цессове к 1209 г. были уже практически независимыми от Герцике, что можно предположить на основании сообщений хроники Генриха [Mugurevics 1977: 48-49]. Исследователь, безусловно, прав в одном: политическая связь между центром и округами, особенно отдаленными от самого замка Герцике, была в княжестве достаточно слабой. И это соответствовало степени развития Герцике как государственного образования. Тем не менее акт от 1209 г. прямо говорит о том, что в то время округа Аутине и Цессове политически были подчинены герцикскому князю.

7 Речь идет о процедуре вступления рыцаря в вассальные отношения. Процедура, согласно средневековому германскому праву, состояла из двух частей: 1. Отказ феодала от права собственности на земли, приносимые сеньору в дар. 2. Инвеститура, т. е. передача подаренной собственности в лен ее бывшему владельцу [Homeyer 1844: 315 ff.].

8 См. также “Общие замечания”. Одна из трех административных единиц, соответствовавших “трем знаменам”, переданным на правах лена епископом Альбертом Висвалдису, — родовой округ князя — Герцике. Два других округа упомянуты в уже названной грамоте от 1211 г., свидетельствующей о том, что незадолго до ее написания в княжество Герцике входили замки Асоте, Лепене, а также деревни в пределах Бебернине (castrum Aszute, castrum Lepene et villae in confmio Bebernine quondam perfinentes regi in Gerzeke cum omnibus singulorum pertinentiis). По мнению исследователей, в этих округах сильные позиции имело православие. Асоте и Лепене исследователи помещают на правом берегу Западной Двины рядом с замковым округом Герцике [Svabe 1936: 22-23; Шноре 1961: 131-140]. Нет единого мнения о местонахождении Бебернине. Большинство исследователей помещает этот округ на левом берегу Западной Двины, где напротив Герцике находилось укрепленное поселение на Дигнайском городище и где позже был построен немецкий замок Дубена [Шноре 1961: 135; там же приводятся ссылки на работы других авторов; Mugurevics 1973 (а): 28; Auns 1982: 52-53]. Вместе с тем в документе говорится лишь о деревнях “в пределах” Бебернине. Это позволяет сомневаться в том, что Бебернине — замковый округ, а не просто некая местность. Судя по сходству названий, известных по средневековым документам более позднего времени, местность Бебернине могла находиться и на правом берегу Западной Двины рядом с округами Асоте и Лепене [Radins 1999:149]. В работах историков встречается отождествление Бебернине с Беверином [Stepins 1993: 25], что, однако, совсем маловероятно. Все же надо иметь в виду, что признание Бебернине отдельным замковым округом противоречит известию о “трех знаменах”, полученных Висвалдисом, ибо в таком случае он должен был получить четыре округа, т. е. “четыре знамени”. Не исключено, правда, что к моменту вступления в вассальные отношения с епископом непосредственно роду Висвалдиса принадлежал не один, а два замковых округа. Иначе говоря, одно из “знамен” соответствовало двум округам.

9 Иоанн (Ioannes) — настоятель церкви святой Марии в Риге. До приезда в Ливонию в 1209 г. был монахом августинского монастыря в Шеде (графство Марк). При нем черные одежды каноников этой церкви были по велению епископа заменены белыми, как у августинцев (ГЛ, XIII: 3). Иоанн был одним из ближайших сподвижников епископа Альберта. Участвовал в переговорах Альберта с князем Владимиром Полоцким в 1212 г. (ГЛ, XVI: 2) и в походах против эстов (ГЛ, XXI: 2; XXVII: 1).

10 Лудольф, граф фон Хальремунт (comes Ludolphus de Halremunt) — сын настоятеля Локумского монастыря в герцогстве Ганновер. Помогал набирать крестоносцев для похода в Ливонию еще при втором Ливонском епископе — Бертольде [Benninghoven 1965: 28, 30, 34].

11 По другим источникам неизвестен.

12 Генрих фон Сладе (Шладен) (Henricus de Slade) — возможно, родственник декана Халбертштадтского Бурхарда фон Шладена, замещавшего епископа Альберта в Ливонии в 1218 г. (ГЛ, XXII: 1); [Benninghoven 1965: 149, 172].

13 Вальтер фон Амеслеве (Walther de Ameslewe), в хронике Генриха — Вольтер из Хамерслевэ, прибывший в Ливонию вместе с крестоносцами в 1209 г. (ГЛ, XIII: 1), знатный рыцарь из Эмерслебена в Магдебургском архиепископстве [Benninghoven 1965: 436].

14 Правители Аденойса упоминаются среди знатных людей Германии, помогавших при наборе крестоносцев еще епископу Бертольду в конце XII в. [Benninghoven 1965:28]. Но конкретно Дитрих фон Аденойс по другим источникам неизвестен.

15 Волквин, или Фолквин (Volquinus) — второй магистр Ордена меченосцев. См. о нем ком. 5 к отр. V СРХ. “Братья”, упомянутые вместе с Волквином, — очевидно, члены орденского конвента.

16 Рудольф фон Иерихо (Rodolphus de Iericho) — знатный рыцарь, вассал рижского епископа, прибыл в Ливонию в 1209 г. Тогда же получил от епископа на правах его вассала в лен половину латгальского замка Кукенойс (Кокнесе), захваченного в 1208 г. крестоносцами (ГЛ, XIII: 1; XI: 8, 9); [Benninghoven 1965: 108].

17 В других документах не встречается.

18 Генрих фон Бланденбок (Henricus de Blandebock), в другом списке — Глинденберг. По другим документам неизвестен.

19 Хильдеберт фон Вемунде (Hildebertus de Vemunde), в другом списке — Гемунде. Знатный рыцарь из герцогства Ганновер. Возможно, происходил из г. Мюнден в Ганноверском герцогстве. Вероятно, был вассалом рижского епископа, подарившим Ливонской церкви свои немецкие владения в Гемунде [Benninghoven 1965: 47, 413].

20 Ламберт фон Луненборх (Lambertus de Lunenborch), в другом списке — Луненбурх. Ламберт в других документах не упоминается.

Но вполне вероятно, что он был членом знатного рыцарского рода выходцев из герцогства Люнебург в Нижней Саксонии. Представители этого рода известны в Ливонии, начиная с 1211 г. [LUB, Bd. 1, № 20, 27; Benninghoven 1965: 217 ff.].

21 Дитрих фон Вольфем (Theodoricus de Volphem), в другом списке — Оульфем. По другим источникам неизвестен.

22 Герлакус (Герлах) фон Долен (Gerlacus de Dolen) — знатный рыцарь родом, скорее всего, из Нижней Саксонии, где недалеко от Люнебурга известно поселение Долен [Transehe-Rosenek 1960: 31, 32].
В те же годы в Ливонии известны и другие представители того же рода (ГЛ, XV: 1).

23 Конрад фон Икесколе (Икскюль) (Conradus de Ikescole) — он же Конрад фон Мейендорф. Один из первых вассалов рижского епископа. Уже в 1201 г. получил от епископа Альберта в бенефиций замок ливов — Икесколу (Икшкиле) (ГЛ, V: 1; IX: 2-11 и др.).

24 А. Швабе полагал, что данный акт был составлен не ранее середины декабря 1209 г. [Svabe 1936: 20]. Но вполне вероятно, что данное событие могло иметь место и не позже ноября. Согласно хронике Генриха, решение о походе против Герцике было принято в Риге, “когда близились осенние дни”. Сам же поход крестоносцев состоялся сразу после этого. Во время захвата города крестоносцы взяли в плен жену князя Висваддиса, что сделало его более уступчивым к требованиям епископа (ГЛ, XIII: 4). Можно предположить, что, опасаясь за жизнь княгини, Висвалдис не стал откладывать процедуру
вступления в ленные отношения с епископом.

25 В XIV в. при церкви св. Петра в Риге существовало две школы, одна из которых находилась рядом с церковным кладбищем [Чешихин 1885: 309-310]. Можно предположить, что в начале XIII в. там же
находилась канцелярия епископа.

26 Понтификат папы Иннокентия III — 08.01 (или 22.02) 1198 г. — 16.07.1216 г. Германский император Оттон IV находился у власти в 1198—1218 гг. [Арбузов 1912: 276].

(пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой)
Текст воспроизведен по изданию: Крестоносцы и Русь. Конец XII-1270 г. М. Индрик. 2002

0

3

Сношение России с ганзейскими городами (1265-1330гг)

Приложение к статье о полоцкой конторе.
В 1857 г. археографическая коммисия издала грамоты, касающияся до сношений северо-западной России с Ригою и ганзейскими городами в ХII-го, ХIII-го и XIV-го века, найденные в рижском архиве известным изследователем ливонской истории Карлом Эдуардом Напьерским (род. в Риге 21 мая 1793 г., изучал богословие в Дерпте с 1810 по 1812 г., с 1815 г. пастор в Ней-Пебальге, с 1829 г. директор губернской гимназии в Риги, с 1851 член рижского цензурного комитета, умер 2 сентября 1864 года).

Из этого собрания грамот составитель “Сборника" признает неизлишним представить документы, относящиеся до полоцкой немецкой конторы и торговли Полоцка с Ригою, при чем для удобства в чтения он изменил старинное правописание грамот на нынешнее, не изменяя, впрочем, в них ни одного слова.

I

Грамота литовского князя Герденя о заключении им, в качестве князя полоцкого и витебского, мирного договора с ливонским магистром; обе стороны отказались от известных областей и установили разные торговые отношешя. В Риге, 22 декабря 1264 г.

Князь Гердень (верховный властитель Полоцка и Витебска по смерти Миндовга, последовавшей осенью 1263 г.) кланяется всем тем кто видел сию грамоту. Те люди, что ныне живы суть, а тем, кто на после придут, тем ведомо буди, как мир есмы сотворили промежи местеря (надобно разуметь магистра Конрада фон Мендерна, с 1263 на 1264 г. до 1267 г.) и с ратманы рижскими и с полочаны и Видьбляны. Так как грамота написана, так им над всею землею отступити, что есть Летыгольская земля, как не вступатися на тую землю, что князь Константин (Давыдович, брат Мстислава?) дал местерю с своею братьею, с своею грамотою и с печатью, како боле того на ту землю не поискивати. Верху того про ту пакость, что ся в розмирьи створило, как им от обою сторону отступили, что Русская земля слывет Полоцкая; от той земли местерю и братьи его отступити бо всею правдою. Верху того немецкому гостю в полоцкую вольно ехати и торговати, також полочаном и видиблянину вольно гостити в Ригу и на готский берег. А где будет кто кому виноват, в том городе правити, где тот человек живет, инде суд ему не искати; в которой волости человек извинится, ту ему правда дати, или вина его. А старому миру стояти князя Герденя, князь тыих, и кто по нем будет : что поклепани на резке и что слывет Летыгольская земля, от того ее отступили со своею правдою; местерь такоже братья его отступили, что слывет полоцкая земля со всею правдою. Сию грамоту тогда написана в Риге, коли Бог был 1000 лет и 200 и 60 лет и 4 лета по Рождестве Божии дни за три дня".

II

Грамота полоцкого князя Изяслава ливонскому магистру и рижанам о свободной торговле и продолжении мирных сношений (около 1265 года).

“Слово Изяслава, князя полоцкого, к епископу и к местерю и ко всем вельневицем и ратманам и всем горожанам. Полотеск, Видьбеск одно есть, а волы есмы Божии, и в Мойшелгове (князь Войшелг Миндовгович), а Изяслав со мною одно. На сем ко мне целовати крест в правду, любовь имети и мир: как было при первых князьях полоцких, полочаном, видьбляном вольно торговати в Риге на Готском берегу и в Любце, а рубежи не деяти. А кому с кем тяжа, суд дати без перевода, а суженого не посуживати, а где кому годно, ту тяжется:, поручники и должники и холопы выдати. А что ся в рать деяло и в рубежах, про то вам не мщати, ни нам вам мещати. Чего ся есма отступили в Ризе, к тому вам не приискивати ни людей, ни земли, ни воды, ни борти. На сем же целуйте ко мне крест по любви в правду, без всякого извета.

III

Грамота рижского архиепископа (Иоанна II-го) к великому князю Феодору Ростиславичу смоленскому, в которой он обвиняет жителей Витебска в несправедливой жалобе на рижан (1281 — 1297 г.).

Благословение от митрополита рижского к своему милому сынови, князю великому Феодору, и к его детям, и к владыки, и к наместнику и ко всем боярам. То буди тебе ведомо про ту жалобу, что витьбляне жаловались на рижаны, чем то хотели оправитися противу Гелмина (купец из Мюнстера), и их слово таково. Хотели ся тем словом оправити и рекли так пред князем Брянским: выехали 50 муж из Риги и убили человека, и взяли 10 берковцев воску. И ныне я, митрополит, тако молвлю, как то витибляне неправдою жалобилися на рижаны, и ныне то есть мне ведомо, аже рижане суть в том невиновати:, и ныне я тому дивился, аже твой наместник слушает веякого человека слова А та правда есть промежи вас и нас : где ся тяжа почнет, ту кончати. И ныне я молюся вам, как то можете стояти в той правде и в крестном целовании. Аже иметь жалобитися вас кто на рижаны, или Гелмина, или кто иный, и вышлите к нам, а мы правду дамы по Божьей правде.

IV

Правая грамота смоленского великого князя Феодора Ростиславича по судному делу о немецком колоколе (1284 г.).

Се яз, князь смоленский Федор, судил есмь Биреля с Армановичем про колокол, про немецкий. Вирель прав, а Арманович виноват. Выдал есмь Армановича и с двором немцам за колокол. А ту были на суде со мною бояре мои: Григорий, наместник Данило,. Артемий, Микула Дядкович, Лука окольничий, Путята Дядкович, а от немец были на суде искали колокола: Ян, Альбрет из Брюсжвика, Генци, Яган Варендорир. Мойсей, княжь печатник Федоров, печатал. Сия же грамата писана быть ищло было от Рождества Господня до сего лета 1000 лет и 200 лет и 80 лет и 3 лета, и на лето четвертое лето писана. А Федорко писец княж писал.

V

Торговый договор между Полоцком и Ригою о весе товаров, о плате за вес и относительно товаров, подлежащих браку (около 1330 г.)

Тако хочем мы горожане с мештерем: переже, как весити воск на скалвах, и вам чинити також, не тяжелей нашего полу пуд а тот товар, который весити на скалвах, а язык пускати на товар, а коли товар на стану станет, отступи прочь, а рукою не приймай:, а весцеви (весильщику) крест целовати, как ему право весити, какий товар будет. А немцам дати весчаго от берковска заушая от воску, от меди, от олови; а соль весити в пудный ремень, от берковца взяти ему долгая, от рубля дати ему долгая. А в Риге русскому купцови от веса дати ему от берковца пол овря, от воску, от меди, от олова, от хмелю; а соль весити пудным ременем, от берковца дати ему от веса любекский и от гривны серебра любекской. А весить чистый воск без подсады, без смолы, без сала, как верх, так испод. Аже привезет нечистый товар, и нелюб будет, поехати ему назад со своим товаром, и свой князь тамо казнить его. Аже найдут у немец. нечистый товар в русской земли: пойти ему назад с товаром в Ригу, там его свой князь судит.

VI

Грамота смоленского князя Александра Глебовича к рижанам о подтверждении прежних дружественных сношений Смоленска с Ригою (около 1300 г.)

Поклон от князя смоленского, от Александра, от Глебовича к ратманам к рижским и ко всем горожанам. Како есте были в любви с отцом моих Глебом, и с моем стрыем Федором, так будьте и со мною в любви; а яз той же любви хочу с вами. Гостей ко мне пущайте, и путь им чист, а мои мужи к вам едут, и путь им чист.

Текст воспроизведен по изданию: Немецкая контора в Полоцке // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том II. Отделение I. Материалы и статьи по древней истории Прибалтийского края, III. Рига. 1879

© текст - Гильдебранд Г. 1879
© сетевая версия - Тhietmar. 2008

0


Вы здесь » ФОРУМ www.dorpat.ru: Ливония - Дерпт - Русь » Ливония » Исторические документы