История Риги насчитывает более восьми веков. Несмотря на то что в устье Западной Двины (Даугава) человеческие поселения появились с приходом финно-угорских, затем балто-славянских народов, как хорошо укреплённый военно-торговый центр Рига возникла в 1201 году когда Альбертом из Нижнесаксонского помещичьего рода Буксхевденов вошёл в устье реки с группой немецких рыцарей-крестоноцев. Именно ему удалось сломить сопротивление здешних жителей, рыбаков и ремесленников ливов.
Вторжение немецких феодалов имело серьёзные историко-культурные последствия для Прибалтики в целом и Риги в частности, так как в результате него произошёл разрыв нарастающей культурных контактов между прибалто-финскими и славянскими (в первую очередь русским) народом и переориентация культурно-экономической жизни Прибалтийского региона с востока на запад. Но несмотря на то что военно-религиозная структура немецких орденов была необычайно прочной, их основная слабость лежала в демографической плоскоти. Немецкие поселенцы, в основном мужчины, с самого начала взяли курс на полную изоляцию от автохонного населения, которая была закреплена сводом сегрегационных законов. Поэтому ассимиляции прибалтов не произошло. Но и немецкое население никогда не составляло более 5% от всего прибалтийского. Исключения составляли города, и в первую очередь Рига, долгое время представлявшая собой "Немецкий остров" в море финно-угорского населения. Строгая административная сегрегация в самой Риге (латыши не имели право селиться внутри крепостных стен и все они были обязаны покидать город после заката) начала ослабевать когда немцам понадобились союзники в борьбе с польскими и российскими войсками. Но демографические изменения и усиление Российской империи привели к новым сдвигам в городе, который стал по-настоящему космополитичным.